Нелина Л. Цвет украинских политиков: к вопросу идеологической ориентации парламентских партий (часть I)

   Вот уже фактически десять лет основными цветами, ассоциируемыми с украинским политикумом являются голубой и оранжевый. Столь интересное цветовое решение достаточно сложно вписывается в классическое соотнесение идеологической ориентации партии с определенным цветом. Так, общеизвестно, что с красным цветом ассоциируются левые партии (коммунисты, социалисты), коричневым – партии, исповедующие фашистскую идеологию, голубым – партии либеральной ориентации. Существует также и промежуточный вариант – часто лево-центристские партии называют розовыми, подчеркивая тем самым существенную социальную составляющую их программ. Конечно, подобное сопоставление доминирующих цветов партийной символики основных игроков украинской политики с приведенной «цвето-идеологической» схемой, в лучшем случае, некорректно, однако заставляет задуматься об идеологической ориентации главных политических сил нашей страны.


    На протяжении истории своего развития человечество разработало достаточно много разных идеологических систем, крупнейшими из которых являются: коммунизм, социализм, либерализм, консерватизм, национализм, фашизм. Интересно, что либерализм и консерватизм в значительной мере могут рассматриваться также в качестве систем методов достижения поставленных конкретной политической силой целей. Исходя из идеологических оснований действующих политических сил и применяемых ими методов, может быть характеризована любая классическая партийно-политическая система. Но, по мнению большинства исследователей, современные украинские партии не являются классическими и, следовательно, при анализе их идеологических установок необходимо учитывать те факторы, которые оказывают влияние на политическую систему Украины и определяют ее специфику. Основными и взаимно обусловленными факторами в этом плане являются:


— периферийность. Находясь на периферии экономического развития, Украина является объектом воздействия не только в процессе глобализации рынка, но и утверждения необходимых для его беспрепятственного функционирования идеологических систем. Таким образом, задача украинской элиты сводится к выработке различных идеологических установок, которые бы придавали легитимность действующей либеральной экономической модели в ее периферийном варианте. Следствием периферийности является также тот факт, что внутриполитические процессы в Украине проходят под воздействием зарождающихся в так называемых странах развитой демократии тенденций, однако объективных условий для их имплементации на украинской почве не существует и это приводит к появлению иногда поражающих своей аномальностью гибридов в общественно-политической жизни;


— засилье культуры потребления в общественном сознании. Как отмечает Ю. Габермас, современная идеология создается в контексте видов поведения и ее практической составляющей является система руководимых другими потребительских привычек[1]. Это выводит на первый план технологии рекламного типа, задача которых привлечь избирателей, а не объяснить идеологические установки партий. В западный странах этот процесс, начавшись с 1960-1970-х гг. нашел свое выражение в появлении так называемых «народных партий», целью которых является не отстаивание интересов конкретных социальных групп, а формирование стабильных групп своей поддержки. «Народные партии», таким образом, стремятся к объединению как можно более широких слоев населения и представлению разных социальных групп[2]. Объяснением этому явлению служит утверждение на Западе монополизма либеральной идеологии, в условиях которого все партии в действительности являются выразителями интересов господствующей социальной группы, роль остальных сводится к выполнению функций безликого электорального поля, озабоченного лишь уровнем своей потребительской способности.


Приведенные выше процессы оказывают определяющее влияние на характер политической системы Украины и, накладываясь на местные специфические черты украинского общества, сложившиеся после дезинтеграции СССР,  формируют ряд следующих особенностей идеологических ориентаций политических партий:


— главными идеологическими установками всех политических партий Украины являются тезисы об украинской государственности и демократическом пути ее развития. Отстаивание этих тезисов по большому счету является для украинской элиты источником легитимации своей власти: в первом случае – внутренней, во втором – в значительной степени внешней. Некоторые исследователи к указанным двум тезисам присоединяют также тезис об антикоммунизме[3], однако, представляется, что в данном случае он может рассматриваться в качестве производной антитезиса двум предыдущим;


— длительность фазы транзита украинского общества и отсутствие его конечных общенациональных целей, понятных и близких большинству обывателей делают общественность более восприимчивой к социальному популизму и манипуляциям острыми вопросами внешне- и внутриполитического курса;


— высокая степень персонифицированности украинской политики и распространение практики создания партий «под лидера». Благодатной почвой для существования этой тенденции является затяжной период политической и экономической нестабильности, вызывающий к жизни распространение авторитарных настроений в обществе. Это дает возможность политическому истеблишменту Украины рассматривать идеологическое самоопределение как второстепенное по отношению к личности конкретного политического деятеля;


— непосредственная включенность в политический процесс ФПГ, как держателей необходимых для проведения предвыборных кампаний финансовых и медийных ресурсов. С введением в 2006 г. пропорциональной системы выборов, непосредственный доступ к власти представителей крупного капитала был существенно облегчен, а значение ответственности перед своими избирателями фактически аннулировано;


— основываясь на региональных и историко-культурных особенностях, доминирующее значение в определении электоральных предпочтений граждан играет их геополитическая ориентация.





[1] Габермас Ю. Структурні перетворення у сфері відкритості: дослідження категорії громадянське суспільство. – Львів: Вид-во «Літопис», 2000. – С. 257



[2] Павленко І.А. Ідеологічні трансформації провідних політичних партій України / Ірина Анатоліївна Павленко // Стратегічні пріоритети. – 2008. — № 1(6). – С.17.



[3] Новакова О.В. Ідеологічна ідентифікація політичних партій України [Электронный ресурс] / О.В. Новакова. — Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Gileya/2009_27/Gileya27/P5.pdf


 



6 комментариев

комментарий был удален
avatar

avatar


1) Почему Вы считатет, что коммунизм, социализм, либерализм, консерватизм, национализм, фашизм — это продукт всего человечества? Может быть речь идет об иделогическом наследии западной цивилизации. Тогда можно сделать еще ряд интересных выводов?



avatar

да, действительно, нашедшие наиболее широкое распространение идеологические системы в том виде, который мы называем «классическим вариантом» восходят своими корнями к западной цивилизации. Однако, с другой стороны, когда мы исследуем общественно-политическую жизнь иного в цивилизационном плане региона, мы определяем найденные там феномены привычными для нас терминами с теми или иными оговорками. И здесь, наверное, первостепенен вопрос не имплементации выработанных на западе систем ценностных ориентаций (думаю, они не смогут прижиться и успешно развиваться не имея благодатной почвы в социально-экономическом и/или культурно-этническом плане), а характера господствующей парадигмы развития общественных наук.

комментарий был удален
avatar

2) Можно ли рассматривать коммерческую и политическую (предвыборные кампании) рекламу, как продукт одного технологического поля? Если да, то какое определение демократии по сути и по форме можно дать? И не является ли современная политическая демократия вопросом манипулятивных технологий, подменяющих свою суть?

avatar

можно. и в условиях господства либерализма и культуры потребления это единственный вариант. Что касаеся определения демократии, мне кажется определение «процедурной демократии» справедливо для всех периферийных государств.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.