Ирхин А. Интеграционная политика Польши в отношении постсоветского пространства: историческая традиция и моделирование будущего развития (Часть 2)

   В современных условиях формирования новой системы международных отношений, геополитическая роль Польши в борьбе за пространство едва ли изменилась. Так, руководитель авторитетной аналитической компании «Стратфор» Дж. Фридман после смены президентской администрации в 2008 году и некоторой корректировки американского курса полагает, что Польша должна делать ставку на Америку. Даже если Б. Обама отменит проект размещения ПРО, ничего страшного не случится. Это не будет иметь ни малейшего влияния на долгосрочную стратегию США по отношению к Польше. ПРО — это не стратегическая проблема. Стратегической проблемой является то, что Россия в ближайшие несколько лет вернется на польскую границу. Через Белоруссию, а также в районе Карпат. По его мнению, Украина практически проиграна – «…Западные силы там отступают, а влияние России растет. Это происходит не только из-за внутренних политических разборок, но также и из-за экономической структуры этой страны. Оранжевая революция представляла на Украине только одну политическую фракцию, и в долговременной перспективе может оказаться, что вовсе не самую сильную. Поединок, который вели на Украине США и Россия, закончился. То, что произошло в Грузии, показало людям на Украине, что международные гарантии ничего не стоят».


   Американский эксперт продолжает: «…Россия, возвращаясь на путь имперской экспансии, и, следовательно, движения на Запад сталкивается с Польшей. Польша располагается в исключительно невралгическом пункте — между Россией и Европой. Поэтому поляки являются естественным союзником Америки, единственной страной, которая в состоянии сдержать российские устремления. Так что, хотят этого обе стороны или нет, сближение между нашими странами неизбежно. Это вопрос географии»[6].


  Согласно тезисам американского аналитика у Польши только одна альтернатива союзу с США и наращиванию геополитического потенциала для сдерживания России – потеря независимости. При этом механизмы американо-польского сотрудничества должны включать масштабное инвестирование в Польшу с целью создания из государства нового восточно-европейского центра притяжения и как бы замещения в экономической плоскости немецких позиций в Европе. И это должно произойти не за 5-6 лет, а за 20-30 лет. Развивая свои мысли, Дж. Фридман отмечает: «… я предвижу, что в итоге Россия не выдержит соперничества с США. В то время, как Польша будет набирать силу, Россия будет слабеть. Она столкнется с всё более серьезными внутренними проблемами. Демографическими, экономическими и другими. Сейчас она может казаться весьма жизнеспособной, но это одна видимость. Внутри уже идут те же процессы, которые привели к распаду Советского Союза. А в период упадка России Польша, действительно, может сделать территориальные приобретения за счет Украины и Белоруссии [7].


    Кроме того, Дж. Фридман обозначил жесткие пределы американской поддержки в создании польской державы и поддержки ее геополитических устремлений:  «… американские солдаты не будут воевать за Польшу. Этого не будет. Но американская армия никогда не приходила на помощь и Израилю. Мы так не делаем. Мы предоставляем вам оружие, которое сделает вас настолько сильными, чтобы вы сами смогли защитить себя».


   Итак, исходя из тезисов Дж. Фридмана, США, после российско-грузинского конфликта 2008 года заинтересованы в сдерживании геополитических устремлений России на линии Карпат, предполагая, что российский курс в ближайшие годы вернет территориальное влияние Кремля на этот рубеж. В дальнейшем сдерживание России будет осуществляться путем, прежде всего, повышения экономического потенциала Польши для создания мощной региональной державы, сопоставимой по влиянию с первой Речью Посполитой, вытесняя при этом германскую экономическую привлекательность для других европейских стран. Пределы содействия США по созданию польской державы – американцы не будут воевать своими силами за интересы Польши.


   Однако, консервативная польская школа геополитики своими тезисами доказывает, что вследствие своего трагического положения Польша должна вести прагматичную политику: стремиться к разрушению российско-немецкого альянса и — в зависимости от обстоятельств — делать ставку либо на Германию, либо на Россию. Все надежды, возлагаемые на отдаленных на сотни километров французов или англосаксов — наивные мечтания.


    История не раз доказывала правильность этой теории. Политика Бека — балансировать между Германией и Советским Союзом — закончилась катастрофой. «Железные союзы» с Францией, Великобританией и, наконец, с Соединенными Штатами, не оправдали ожиданий. Даже вместе с Литвой, Белоруссией и Украиной мы слишком слабы, чтобы противостоять нашим двум могучим соседям сразу [8]. 


   Таким образом, польский проект на постсоветском пространстве на первом этапе предполагает обеспечение максимальной независимости Украины, Беларуси и Прибалтики от России, а на втором вхождение этих государств в сферу ответственности Республики, что выдвигает государство в разряд региональных держав, и позволяет на новом качественном уровне взаимодействовать в Евразии с Германией, Францией и  Россией. Однако, собственных сил для реализации данных геополитических устремлений у государства не достаточно, поэтому этот проект будет активно имплементироваться при поддержке более сильного мирового игрока, в данном случае США.  В этом контексте  американский «польский проект» имеет целесообразность, только при существовании сильной России и лишается рентабельности при слабости последней. Поэтому, чем сильнее и настоятельнее  будет Россия в своем имперском возрождении и реализации интеграционного евразийского проекта, тем больше Вашингтон будет готов вложить средств и передать военных технологий Варшаве, для реализации альтернативного российскому, польский интеграционный проект. Целью американских усилий является в настоящее время сдерживание российских устремлений на линии Карпат, а в максимальном случае в будущем отбрасывание России на Восток за границы Украины и Беларуси.


                     Список использованных источников и литературы


  1. Юлиуш Мерошевский. «Польский комплекс» России и территория УЛБ. — Режим доступа к ресурсу.: – http:// www.inosmi.ru/stories/05/08/08/3450/221519.html.
  2. Симонова Т.М. «Прометеизм» во внешней политике Польши 1919-1924 гг. – режим доступа — http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/POLAND.HTM.
  3.  РГВА, ф. 308, оп. 4, д. 91, л. 5 об.
  4.  Макиндер Х. Круглая Земля і отримання миру (переклад і коментарі В. Цимбурського). – Режим доступа к ресурсу.:  http://www.intelros.ru/index.php?newsid=357.
  5.  Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет/Карл Хаусхофер – М.: Мысль, 2001. – C. 7–250 c.
  6.  Интервью Джорджа Фридмана польской газете «Rzeczpospolita». — Режим доступа к ресурсу.: -  http://inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/245577.html.
  7.  Интервью Джорджа Фридмана польской газете «Rzeczpospolita». — Режим доступа к ресурсу.: -  http://inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/245577.html.
  8.  Будет ли Польша снова державой» Rzeczpospolita. — Режим доступа к ресурсу.: -   www.inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/245625.html.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.