Ирхин А. Украина в логике формирования «Больших пространств» новой системы международных отношений (часть 2)

     Первый, в условиях глобального экономического кризиса, расширение ЕС будет невозможно, напротив Франция и Германия, как военно-политическое и экономическое ядро, будут стремиться повысить уровень вертикальной интеграции стран-членов Европейского союза, с целью более консолидированных действий по преодолению кризисных экономических явлений. При данном сценарии у ЕС практически не будет внешнеполитической энергии для расширения своей сферы ответственности, кроме уже выдвинутых проектов вроде Восточного партнерства. В этом сценарии Германия и Франция будут настаивать на стабильных поставках энергоносителей из России, и нормировано способствовать интеграции Украины в Евразийское пространство. Стабильность восточных границ ЕС снимет целую плоскость проблем: от нелегальной иммиграции до стратегического энергетического фактора. В этом сценарии Европа и Россия разделяют ответственность в западной части СНГ, а конкуренция между двумя центрами силы проходит в оговоренной системе координат.  


Второй, Россия в краткосрочной перспективе переходит от вербального уровня модернизации к реальному, что предполагает активные интеграционные процессы  на постсоветском пространстве. В зависимости от выбранного пути модернизации (энергетический, индустриальный и инновационный) Украина может занять соответствующую нишу в новом евразийском пространственном проекте.


Третий, условия глобального экономического кризиса быстро преодолеваются Европейским союзом и западной цивилизацией, а капиталистическая экономика, преодолевшая рецессию, становится еще более жизнеспособной, чем до кризисных явлений. В этих условиях западная цивилизация начинает новый этап наступления на Восток, и активизируются процессы интеграции Украины в ЕС.  


Представляется, что в краткосрочной перспективе первая модель является более вероятным сценарием.


В современных геополитических условиях украинскому экспертному сообществу и политикуму  необходимо разработать и реализовывать такой внешнеполитический курс, который бы не разрывал государство между евразийским и европейским направлениями, «закольцовывал» бы их в один  вектор, что с одной стороны снимает внутренние политические противоречия, соответствует логике современной украинской элиты, находящейся в высшем руководстве и интересам, по крайней мере, в краткосрочной перспективе элит ЕС и России.        


Концептуальные попытки данной логики уже прослеживаются на государственном уровне. Так, украинский эксперт В.Шевченко – заместитель главы департамента Минэкономики по вопросам сотрудничества с СНГ и Российской Федерацией, считает, что на современном этапе интеграция Украины в рамках постсоветского ядра (четверки) уже невозможна, или, по крайней мере, потеряла смысл, так как пройденный путь между Беларусью, Россией и Казахстаном по согласованию позиций в рамках Таможенного союза, сделал бессмысленным реанимацию проекта ЕЭП в формате 2003 – 2004 гг. Кроме того, процессы экономической интеграции и создание торговых зон Украины с любой страной или группой стран, безусловно, должно базироваться на положениях Конституции. Но о присоединении или создании Украиной таких союзов прямо в Конституции не говорится. Однако косвенно ряд положений Основного Закона затрагивают эту сферу. Так, ст. 1 определено, что Украина — суверенное государство. В ст. 9 зафиксировано, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада, являются частью национального законодательства (причем заключение международных договоров, противоречащих Конституции, возможно только после внесения в нее соответствующих изменений). Ст. 18 регламентирует, что «внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества, на основе общепризнанных принципов и норм международного права».


Выходом из сложившейся ситуации, по мнению украинского эксперта, является углубление экономического взаимодействия между ЕС и Россией в рамках которого Украина сможет найти своё место – «Таким образом, по линии отношений России и ЕС для Украины, безусловно, привлекательным является следующее: создание общего экономического пространства с четырьмя свободами; заключение в перспективе углубленного соглашения о свободной торговле между ЕС и РФ.


Ю. Пахомов в этом контексте отмечает, что в русле освоения опыта региональной интеграции Россия разрабатывает не только проекты ЕЭП, но и совместно с ЕС, – проект ОЕЭП (общеевропейского экономического пространства), о чем в Украине почти (в том числе и власти) неизвестно. Причем важной составляющей этого регионального объединения России и ЕС будет научно-технологическое взаимодействие. Россия ведь интересна Западной Европе не только нефтью и газом, но и фундаментальной наукой. В обмен есть шанс обогатиться новейшими технологиями.


Предложенная модель интеграции в современных условиях является наиболее оптимальной, так как не разрывает Украину по цивилизационному разлому, повышает её региональную роль и субъектность в качестве промежуточного пространства между Востоком и Западом Евразии.  Можно согласиться с тем, что она имеет ряд преимуществ, однако в случае её реализации скорее может рассматриваться в качестве ограниченной во времени модели. Такая политика, по сути, является модернизированным вариантом внешнеполитической линии президента Украины Л.Кучмы. Исходя из исторического и политического опыта её реализации, в течение среднесрочной перспективы внешнеполитический выбор все-таки придется делать.


Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам.


Во-первых, в современных геополитических условиях Европейский союз представляет собой привлекательный проект для Украины, однако, его элиты  не  желают и не в состоянии предложить полноценный механизм интеграции государства в ЕС, а руководствуются логикой экспансии без расширения. Напротив, Россия, будучи непривлекательной моделью интеграционного ядра, выдвигает проекты по полноценной интеграции Украины в Большое евразийское пространство.


Во-вторых,  вышеупомянутые модели развития интеграционной привлекательности могут измениться в двух случаях – когда Россия станет центром притяжения, либо, когда западный проект, вследствие внутренних кризисных изменений, не будет служить центром подражания и экономической и политической легитимности.


        В-третьих, представляется, что вне зависимости от регионального происхождения в украинской политической элите не существует заинтересованности в участии в национальном (предполагающем ассимиляцию) интеграционном проекте. В то же время Партия регионов и стоящая за ней украинская ФПГ заинтересована в многовекторной политике, поэтому предложенный вариант создания между Россией и ЕС общих пространств является наиболее приемлемым на данном этапе, однако уже в среднесрочной перспективе выбор украинской элите все же придется делать.  И проблема в этом направлении состоит в двух факторах. Во-первых, механизм многовектороности гораздо легче выстроить объекту в отношении субъектов, если их число превышает два. Тогда скорее субъекты конкурируют  между собой за симпатии и преференции, которые они готовы предоставить объекту геополитической конкуренции. Когда же в результате будь-то геополитического компромисса по разделу сфер влияния, или выдавливания «третьего» лишнего, в данном случае США, многовектороность между Россией и ЕС реализовать гораздо более проблематично в силу изменившихся условий игры. Во-вторых, многовекторность при низком уровне субъектности государства неизбежно будет  переходить в алгоритм  маневрирования, в рамках которого, каждый последующий шаг объекта между двумя центрами силы сокращает возможное  пространство решений и времени.

1 комментарий

avatar

Проведенный анализ -это конечно хорошо, но как оставить рсские города инкорпорированные в структуру украины и куда деть крайне националистические партии типа «Свобода»? Нет, чуть подсказывает Украина еще та Чечня!

  • Rex
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.