0.00
2 читателя, 30 топиков

Ирхин А. Евразийская интеграция в пространстве идей (Часть 1)

    Как часто в России и Украине ученые получают свое признание после смерти. Вот и сейчас, читая послание Президента России к Федеральному собранию (декабрь 2012 года) понимаешь, что по большому счету, в основе данного документа лежат тексты Александра Сергеевича Панарина, которого российское государство просто не принимало при жизни. А он писал, писал о том, о чем  другие умалчивали, обходили стороной, так как после изложения подобных тезисов жизнь начиналась некомфортной – появлялись проблемы с работой, изданием книг и статей, обострялись материальные проблемы. Но проходит совсем немного времени и государственная элита вынуждена обращаться к теоретическим разработкам патриотических философов. Этот процесс происходит по двум общим причинам – во-первых, любая система, ориентированная на разрушения труда прежних поколений сравнительно быстро сталкивается с проблемой поддержания и воспроизводства практически всех видов ресурсов, а во-вторых, в таких системах элита начинает испытывать угрозу своему положению, причем, как от своего «туземного» населения, так и от глобальной олигархии. Последняя пытается ассимилировать остатки местной компрадорской элиты, услуги которой необходимо оплачивать. Со временем это «бремя» ставится под сомнение. 


Читать дальше →

Ирхин А. Интеграционная политика Польши в отношении постсоветского пространства: историческая традиция и моделирование будущего развития (Часть 2)

   В современных условиях формирования новой системы международных отношений, геополитическая роль Польши в борьбе за пространство едва ли изменилась. Так, руководитель авторитетной аналитической компании «Стратфор» Дж. Фридман после смены президентской администрации в 2008 году и некоторой корректировки американского курса полагает, что Польша должна делать ставку на Америку. Даже если Б. Обама отменит проект размещения ПРО, ничего страшного не случится. Это не будет иметь ни малейшего влияния на долгосрочную стратегию США по отношению к Польше. ПРО — это не стратегическая проблема. Стратегической проблемой является то, что Россия в ближайшие несколько лет вернется на польскую границу. Через Белоруссию, а также в районе Карпат. По его мнению, Украина практически проиграна – «…Западные силы там отступают, а влияние России растет. Это происходит не только из-за внутренних политических разборок, но также и из-за экономической структуры этой страны. Оранжевая революция представляла на Украине только одну политическую фракцию, и в долговременной перспективе может оказаться, что вовсе не самую сильную. Поединок, который вели на Украине США и Россия, закончился. То, что произошло в Грузии, показало людям на Украине, что международные гарантии ничего не стоят».


Читать дальше →

Ирхин А. Интеграционная политика Польши в отношении постсоветского пространства: историческая традиция и моделирование будущего развития (Часть 1)

    Одним из активных геополитических центров, осуществляющих активный внешнеполитический курс в отношении постсоветского пространства, является Республика Польша. Наиболее системное объяснение польской внешнеполитической традиции целесообразно интерпретировать через существование двух парадигм её развития – «пястовскую» и «ягеллонскую». Первая подразумевает установление активных отношений (причем как союзнических, так и конфронтационных) на западном направлении с немцами и относительно пассивную политику на Востоке. «Ягеллонская» традиция включает активную внешнюю политику на восточном направлении. Анализ внешнеполитической активности Варшавы позволяет сделать вывод о том, что в основе восточной политики Польши в настоящее время лежит «доктрина Гедройца-Мерошевского», идеи которой были концептуально оформлены в польских эмигрантских кругах в Париже в 1960-х гг., и историческая память о «ягеллонской идее». Главной целью восточной политики Польши  является обеспечение максимальной независимости от России государств Прибалтики, Украины и Беларуси, следовательно, интеграция стран в сферу ответственности Польши обратно пропорциональна степени их зависимости от «большого восточного соседа».


Читать дальше →

Ирхин А.А. Реинтеграция постсоветского пространства: модели, условия, прогнозы (Часть1)

(NB: Логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений)


   Активизация, по крайней мере, на эмоциональном уровне интеграционных процессов на постсоветском пространстве предполагает исследование факторов, при которых будет проходить возможное восстановление СССР под новым политическим брендом.  Постсоветское пространство занимает центральное место на евразийском континенте. Основная конкуренция за доминирующие позиции на нем  разворачивается между США, Россией, Евросоюзом и Китаем. При этом, первые два субъекта являются наиболее сильными антагонистами, вследствие фундаментального различия  геополитических интересов. Как правило, пределы интеграционных объединений в пространственном контексте, определяются присутствием на данных территориях вооруженных сил конкурирующих сторон. Исследование традиций экспансии позволяет выделить особенности реализации интеграционных проектов. Так, в российской интеграционной традиции доминирует военно-политическая составляющая, подкрепленная выдвижением цивилизационной вселенской идеи интеграции (Москва — Третий Рим, советская интеграция под лозунгом всемирного объединения пролетариата и идеи социальной справедливости) и только потом экономической составляющей. В то же время, современная европейская интеграция с центром в Германии (ЕС) реализуется, главным образом, на экономической доминанте при военно-политических гарантиях Североатлантического альянса. США имеют возможность совмещать экономическую и военно-политическую составляющие.


Читать дальше →

Ирхин А.А. Реинтеграция постсоветского пространства: модели, условия, прогнозы (Часть2)

(NB: Логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений)


   «…По-иному разворачиваются события в период понижательных волн» — продолжают российские исследователи.  «В это время страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются с серьезными внутренними проблемами и противоречиями, нередко оборачивающимися  крупными социальными и внешнеполитическими потрясениями. Значительная часть ресурсов ведущих государств уходит на попытку оживить экономику, смягчить последствия социальных конфликтов, а также на гонку вооружений и участие в военно-политическом противоборстве. В этой ситуации их давление на российское государство и общество заметно ослабевает (наиболее яркий тому пример – бессилие Запада перед большевиками в 1918-1923 гг.). Серьезные дисфункции в экономике и политике западных стран (непосредственно и весьма болезненно затрагивающие и Россию) стимулируют российское государство к переходу к более или менее выраженному изоляционизму и протекционистской политике (а порой и к прямому вторжению в сферу экономики). В эти периоды для России характерны умеренные или радикальные контрреформы, в известной мере являющиеся реакцией на весьма неоднозначные, а подчас и плачевные результаты предшествующих реформ» [4, с. 47-49]. 


Читать дальше →

Ирхин А. Украина между Европой и Евразией: проблема интеграционного выбора

      Периоды становления новых систем международных отношений, как правило, характеризуются повышенной изменчивостью и наличием значительно числа переменных, которые формируют квазистабильную ситуацию. Современная переходная эпоха от биполярной системы международных отношений к новой, сопровождается сложными и противоречивыми процессами сотрудничества и конкуренции новых и уже утвердившихся региональных держав и единственной сверхдержавы. Исторический опыт показывает, что такая переходная эпоха может продлиться два — три десятилетия.   


Читать дальше →

Украина между Европой и Евразией: проблема интеграционного выбора (Часть 2)

    Сравнительный анализ двух интеграционных направлений дает следующие производные. Преимущества интеграции Украины в Евразийский союз могут быть обоснованы исходя из следующих факторов.  Во-первых, Украина имеет долговременный исторический опыт интеграции с Россией. Оценивая его с различных точек зрения, необходимо отметить, что сам факт современного существования украинского государства по территории сопоставимого с французским, а этноса по численности крупнейшего из восточнославянских народов, является объективным положительным индикатором совместного интеграционного проекта в составе России и Украины.


Читать дальше →

Ирхин А. Интеграционные проекты РФ на постсоветском пространстве: анализ ошибок двух десятилетий (Часть 3)

   В то же время,  внешние условия для реализации интеграционного проекта являются вторичными по сравнению с необходимыми усилиями российской политической элиты, которая пока (вопрос о качестве элиты), не готова к осмысленной интеграции. Новая внешнеполитическая доктрина Президента Д.Медведева от 2008 года, к  примеру, декларирует, что Россия готова осуществлять защиту своих национальных интересов на основе односторонних действий: «…Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне и готова совместными действиями со всеми другими заинтересованными государствами в целях решения общих задач. Однако, Россия в равной степени готова к методике односторонних действий, если бездействие повлечет за собой больший урон для российских интересов. Причем Россия будет аргументировать свою военно-политическую и экономическую жесткую политику на основе международного права (этот принцип был зафиксирован в «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 12 июля 2008 г., и был новым положением, отличающим ее от Концепции 2000 г.).  В рамках этой же концепции приоритетом для России является наряду с глобальной политикой, стоящей на первом месте, развитие отношений со странами СНГ, однако о какой-либо интеграционной стратегии  речь не идет.


Читать дальше →

Интеграционные проекты РФ на постсоветском пространстве: анализ ошибок двух десятилетий (Часть 2)

   Так директор канадского Института исследований Европы и России Карлтонского университета  П.Дуткевич отмечает, что первые шесть лет попечительского управления, нацеленного на стабилизацию экономики, воссозданию государства, перегруппировку власти, переформатирования правительства, снижения уровня бедности, предотвращения дальнейшей криминализации общества, спасение нефтяного капитала и т.д., были совершенно необходимы. В совокупности они создали прочный фундамент «государства развития» и необходимую предпосылку для того, чтобы государство снова заработало. Но сейчас очевидно, что отсутствовал план второй фазы – для перехода от стабилизации к ускоренной модернизации. По какой-то причине такой план не был осуществлен в 2005-2006 гг., когда Кремль располагал всем необходимым: политической властью, ресурсами и общественной поддержкой. Другими словами, Россия в отличие от «собратьев» по БРИК не воспользовалась своим богатством в достаточной мере.


Читать дальше →

Ирхин А. Интеграционные проекты РФ на постсоветском пространстве: анализ ошибок двух десятилетий (Часть 1)

Во второй половине 2011 г. проявилась новая архитектура российской интеграционной модели, выдвижение которой свидетельствует о переоценке возможностей России в мировых и региональных экономических и политических процессах. Однако логика и принципы реализуемого российским правительством Евразийского интеграционного проекта прописаны довольно поверхностно. Как отмечает украинский исследователь С.Толстов: «…. формирование устойчивого евразийского интеграционного альянса предполагает три стадии: зону свободной торговли в рамках СНГ (подписание соответствующего соглашения состоялась 18 октября 2011 г.), Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС (имеет характер выборочного членства и поэтапно реализуется с 2008 г.) и Единое экономическое пространство (РФ, Казахстан, Белоруссия), состоящее из ряда проектов и соглашений, членство в которых определяется каждой страной самостоятельно. … Завершающим этапом этой конструкции должно стать создание Евразийского союза, по видимому, в форме политической надстройки, позволяющей консолидировать весь спектр постсоветских международных организаций и экономических структур». 


Читать дальше →