Нелина Л.П., Ирхин А.А. Интеграционные императивы США в отношении постсоветского пространства (Часть 4)

   Взаимодействие трех геополитических игроков в западной части постсоветского пространства является дилеммой конкуренции и сотрудничества США, Германии и России. При этом как представляется, данный регион слишком мал для трех сил, следовательно, один из игроков должен будет уйти, и скорее всего это произойдет, за счет ситуативного союза России и Германии, как держав наиболее близко расположенных  и контролирующих данное пространство. Однако, исходя из слабости России, такой сценарий является слишком оптимистическим: низкий уровень экономического развития и подконтрольности ресурсов государству (внутренняя субъектность), отсутствие успешной идеологии интеграции постсовесткого пространства (Большая идея), отсутствие экономической идеи развития  (провал либерально-экономических преобразований не был заменен успешной программой экономического развития); низкий демографический потенциал на обширном пространстве центральной Евразии, который имеет тенденцию к дальнейшему сокращению, высокий уровень коррупции.


В конце 2009 г. аналитическая корпорация «RAND» опубликовала исследование «Российская внешняя политика: источники и производные», в котором отмечается, что в текущем десятилетии отношения США с Российской Федерацией будут оставаться сложными, многосторонними и нередко конфронтационными.


Хотя Россию и США объединяют некоторые общие интересы в области внешней политики, их приоритеты плохо согласуются.  Направления внешней политики,  по которым США добиваются сотрудничества с Россией, например, такие как, борьба с транснациональными угрозами и попытки остановить программы Северной Кореи и Ирана по разработке ядерного оружия,  являются важными для российской стороны, но имеют более низкий для нее приоритет, чем для США. Реализация целей внешней политики  Российской Федерации по расширению ее влияния и уважения к себе в глобальном  и региональном масштабах  встречает сопротивление со стороны США, которые последовательно критикуют  ее внутреннюю политическую систему.  США сегодня не имеют достаточно оснований ожидать в ближайшем будущем  любых подвижек в России в  сторону большей демократизации (по западным стандартам).


Российско-грузинский вооруженный конфликт продемонстрировал   незначительное   влияние США  на решения внешней политики России, особенно связанные с ее национальными интересами.


   Возможное ухудшение отношений с Россией имело бы очень негативное влияние на США. Во-первых, потеря сотрудничества с Россией по транснациональным угрозам стала бы дорогостоящим фактором для Вашингтона. Проблемы с охраной очень протяженной государственной границы и слабая правовая система  сделали Россию  де-факто центром организованной преступности. Насилие и серьезные проблемы  в социально-экономическом развитии северокавказских республик Российской Федерации  превратили  Кавказ  в центр притяжения  радикальных идеологий. Материалы и технологии создания оружия массового уничтожения, которыми располагает   Россия и некоторые  граничащие с ней  страны продолжают  вызывать беспокойство у США  в отношении  их возможного распространения. Если Россия не сможет противодействовать и ослабить эти угрозы,  то безопасность Европы и США будет находиться в зоне большого риска. В тоже время Россия может стать эффективным партнером США. Она сотрудничала с США по  вывозу расщепляющихся материалов из постсоветских государств, российские правоохранительные органы тесно сотрудничают со своими американскими  коллегами в борьбе с транснациональной организованной преступностью. Россия  до сих пор помогает США и НАТО по доставке их военных грузов в Афганистан через свою территорию (воздушное пространство). Фактически, Россия координировала некоторые  аспекты афганской политики США  даже до террористического акта 2001 г.  Однако   многие усилия обеих сторон по решению вышеуказанных проблем представляли изолированные инициативы, сфокусированные на индивидуальных и четко определенных тактических задачах внешней политики США и России.  Потенциал для более широкого сотрудничества США и России, например, по Афганистану остается   реализованным не полностью.


Россия, фактически, продолжает выступать  партнером  США в международных усилиях убедить Северную Корею и Иран отказаться от программ  создания ядерного оружия. Если бы Россия больше не работала в этом направлении  или изменила бы свое отношение к вышеуказанной проблеме, то это могло бы рассматриваться Северной Кореей и Ираном как сигнал   к  безнаказанному развитию   их ядерных программ.  В случае развития негативного сценария (Россия резко меняет свое отношение  к развитию ядерных программ в Северной Корее и Иране),  отношения России с США и Европой, у которой, несмотря на возражения Вашингтона,  имеется много причин поддерживать тесные связи с Москвой, резко обострились бы. Азиатские государства,  которые расширили торговые отношения с Россией могли бы  попытаться самоустраниться  от  любой острой ситуации между Белым Домом  и Кремлем, чтобы избежать  принятия чьей-либо стороны. В результате этого их отношения  с США могли бы стать более напряженными. 


Россия могла бы  снова рассматриваться альтернативным США партнером  в области безопасности.  Такое развитие событий  нарушило бы способность США эффективно формировать свою внешнюю политику и влиять на   развитие событий  во всем мире. Более враждебные отношения между США и Россией заставили бы Москву оказывать большее давление на государства Ближнего зарубежья. В этом случае  попыткам США  по усилению их отношений с государствами СНГ и продвижению  в них политической реформы   было бы оказано  сильное противодействие  со стороны России, а страны СНГ могли бы столкнуться с многосторонним давлением  со стороны Москвы, включая, как показал  российско-грузинский вооруженный конфликт,  реальные угрозы в области безопасности.  США тогда столкнулись бы  с выбором между   обещаниями государствам СНГ  в области  обеспечения их безопасности, рискуя  при этом начать войну с Россией  или потерей своего влияния  в этом регионе. Любой из вышеуказанных сценариев  обострил бы чувство небезопасности у некоторых европейских государств. С другой стороны,  резкое ухудшение российско-американских отношений нанесло бы вред усилиям Вашингтона по  оказанию влияния  на внутреннюю политику России.  В этом случае критика внутриполитической обстановки в РФ была бы не только не услышана, но США могли бы даже потерять  тот небольшой рычаг влияния на внутриполитическую обстановку в России, который они все же сегодня имеют (защита отдельных политических заключенных, улучшение обстановки по правам человека и т.д). Если Россия станет  даже более авторитарной, то  диктатуры в регионе и в других районах  мира, вероятно, будут рассматривать «российскую модель» государственного управления эффективным и осуществимым примером оказания сопротивления вмешательству США во внутренние дела  их стран. Последствия возможного резкого ухудшения отношений между США и Россией  будут проявляться не сразу. В этой обстановке  США понесли бы существенные потери в своей способности продвигать свои цели и интересы в глобальном масштабе. Издержки  возможного резкого ухудшения отношений между США и Россией вероятно  в первую очередь повлияют на внешнюю политику обоих государств. Результаты российско-грузинского вооруженного конфликта  облегчили рассмотрение различных  гипотетических сценариев, в которых США и Россия  в ходе противостояния в локальных конфликтах  развертывают небольшие группировки вооруженных сил. Но с другой стороны, российско-грузинский вооруженный конфликт   показал, что, ни Россия, ни США не стремятся к вооруженному противостоянию в  локальных конфликтах, и Москва и Вашингтон добились бы намного большего от сотрудничества по ослаблению  напряженности в районе конфликта, чем от  непосредственного участия в нем.


   Одним из основных факторов, формирующих американскую позицию в отношении России, является система экспорта российских вооружений.


Сотрудничество США и России по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения  и контртерроризма, а также в борьбе с распространением  наркотиков представляет больший интерес для США, чем для России. 


Американским законодателям следует постоянно подчеркивать преимущества, которые Россия    получает от сотрудничества с США в борьбе с транснациональными угрозами,  в том числе восприятие ее международным сообществом как ответственного и важного партнера по решению глобально важных вопросов. С другой стороны, США следует  отказаться  от сотрудничества с Россией,  которое приносило бы ей односторонние  выгоды  в сфере  безопасности.


Соревнование с Москвой  за лояльность государств, граничащих с Россией  не в интересах Вашингтона. Попытки США построить свои собственные отношения с государствами  ближайшего  окружения России  без учета ее интересов  уже привели к враждебности со стороны Москвы  в отношении ее некоторых соседей и  к вооруженному конфликту с Грузией. Поскольку российские законодатели  критикуют попытки пограничных с Россией государств установить более тесные связи с США, которые, по их мнению, являются оскорбительными   и угрозой для ее безопасности,  некоторые постсоветские   государства сегодня  рассматривают себя стоящими перед  выбором  хороших отношений с Москвой или Вашингтоном. Однако США  не в состоянии предложить  этим государствам гарантии их безопасности  и извлечь  из этого для себя какие-либо дивиденды. Даже  с получением гарантий безопасности от США, эти государства, принимая во внимание российско-грузинский вооруженный конфликт, не могли бы быть  полностью уверены, что Вашингтон сумеет защитить их от внешних  военных угроз. Безопасность государств находящихся на периферии Российской Федерации  была бы наилучшим образом гарантирована   посредством  их хороших связей,  как с США, так и с Россией.  И это не является невыполнимым.  Так, Армения, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и Киргизстан поддерживают  сбалансированные дружественные отношения и с США и с Россией.  Несмотря на разногласия   в задачах внешней политики  в отношении постсоветских государств, Россию и США все-таки объединяют некоторые  политические цели. И Москва и Вашингтон стремятся сохранить стабильность, обеспечить безопасность и  поддерживать экономическое  развитие  в  субъектах СНГ. Попытки США сотрудничать с постсоветскими государствами совместно с Россией  до сих пор не были успешными,   поскольку Москва воспринимала эти усилия со стороны Вашингтона подрывом ее собственного влияния.   В этой обстановке,  чем больше Россия будет вовлекаться в сотрудничество с США, в форме планирования и консультаций  по  общему внешнеполитическому курсу в отношении постсоветских государств, тем быстрее будет уменьшаться ее недоверие к США.  Попытки привлечь Россию   к  решению совместных с США задач в Центральной Азии и на Кавказе помогли бы улучшить отношения  Вашингтона с Москвой  и ослабить  беспокойства России относительно намерений США в регионе. Новая администрация США   вероятно  еще раз проанализирует  свои отношения с постсоветскими государствами, которые  остаются во многих случаях   неустойчивыми для сотрудничества, а  должны стать транспарентными  в отношении интересов  и обязательств США. Открытые дискуссии Вашингтона с Москвой, в том числе  по целям внешней политики США в регионе, могли бы ослабить напряженность в  российско-американских отношениях   и улучшить понимание в США подходов внешней политики России в отношении постсоветских государств. Улучшение отношений с Москвой  за счет снятия взаимных подозрений относительно целей влияния на постсоветские государства позволили бы США  облегчить реализацию некоторых других приоритетных задач внешней политики, например, доступ и поддержку американских военных операций  в Афганистане.  Так, сегодня  при планировании военных операций в Центральной Азии американские военные  не могут  рассматривать в качестве «дружественных» и надежных партнеров   государства  на российской периферии.


  

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.