Ирхин А. "Украинская внешняя политика" России: дилемма одного выбора

   Известная политическая мудрость в отношении двух бед российской государственности – дураков и плохих дорог, для Украины уже сводится к трем национальным проблемам – дорогам, дуракам и дуракам в Москве.  


    Как и 10 лет назад возможности России по влиянию на Украину ограничены.  Хотя договор об ассоциации между Украиной и ЕС не был подписан в декабре 2013 года, скорее, этот шаг не стоит рассматривать в качестве резкого поворота Киева и отказа от своих евронтеграционных устремлений. В настоящее время, в основе украинского направления внешней политики России лежит курс на принуждение к интеграции в евразийские интеграционные проекты. В качестве методов используются экономические факторы давления, применение которых имеет социальный и электоральный эффект домино и, следовательно, угрожает правящей элите Украины. Данная политика дает эффективные, но краткосрочные результаты, однако значительно сокращает положительный образ России в глазах рядовых граждан Украины. Таким образом, Москва создала систему давления на украинских олигархов, однако получает обратный эффект в украинском обществе.    Активная и, что не менее важно, успешная внешнеполитическая деятельность Москвы на украинском направлении, позволяет вернуть временно утерянный  Россией статус субъекта мировой политики и место в клубе великих держав. Ведь после развала СССР, политической элите России был обеспечен доступ к этому клубу, но сделано это было, скорее, для утешения ее самолюбия, а не отвечало действительному распределению силы и различных видов мировых ресурсов. Таким образом, через активную позицию в Украине российская элита реализует свой давний исторический комплекс приобщения к западной цивилизации. Причем это стремление к ощущению общности с элитой «богатого и цивилизованного Запада» осуществлялось российской элитой как за счет построения союзнических, так и конфронтационных отношений с ним. Другими словами Россия воспринимает «проблему Украины», как часть своих отношений с Западом, тогда как Запад главным образом как фактор сдерживания возможностей Москвы, как регионального и мирового центра силы. Исторически дискуссионным является вопрос роли украинских земель и элиты в Российской империи, включая советский и постсоветский период. Однако факт формирования современной территории Украины в тесном союзе России в рамках советского государственного проекта, а также продолжительность украинского хрущевско-брежневского периода не могут отрицаться ни российскими либералами, ни украинскими националистами.         В основе современной внешней политики Москвы в отношении Украины лежат следующие факторы:


1. преобладание во внешнеполитическом курсе России реалистической внешнеполитической линии, заключающейся в создании факторов энергетического, военно-политического и в меньшей степени цивилизационного и культурного давления как на российское ближнее, так и дальнее зарубежье. При этом Россия реализует понятный для Запада язык своей внешней политики. Однако недостатком данного курса является тот факт, что Москва до сих пор не выдвинула своей геополитической идеи, которая была бы способна объяснить окружающему миру в каких рамках будет существовать будущая  Россия и создаваемый ею Евразийский Союз. По сути, Россия пытается выйти из положения оккупированной страны, когда ее финансовая и отчасти экономическая система находится под внешним контролем державы победителя в «холодной войне». Отсюда становится более понятной позиция украинской элиты, которая попросту боится сделать окончательный евразийский выбор в условиях ее относительной к Западу слабости;


 2. до недавнего времени в российской внешней политике доминировала позиция российских либералов о том, что Киев никуда не денется от влияния Москвы, а в последние несколько лет, что ничего страшного не произойдет, если Украина войдет в Большую Европу. Ведь российские либералы сами стремятся к такому сближению. Однако с началом глобальных экономических трудностей либералы все меньше могут дать ответов В.Путину на внешнеполитические и внешнеэкономические вызовы нового мира. Пришло понимание того, что сближение Киева с Брюсселем даст катастрофические последствия в военно-политической и экономической сфере и нанесет дипломатический и эмоциональный ущерб российской элите, сопоставимый по аналогии с «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века» — разрушением Советского Союза.    


3. главные задачи, которые сейчас стоят перед Москвой после получения «передышки» в борьбе за Украину можно свести к следующим двум направлениям: 1) необходимо дать ответ, с какой Украиной Москве получиться строить объективно союзнические отношения и посредством каких политических сил в Украине это будет реализовываться. И первая, и вторая проблема требуют проектного планирования и ресурсов для их реализации. В рамках либеральной существующей политики Москвы реализация этих двух общих задач невозможна.


4. системные просчеты российской силовой и политической элиты на украинском направлении, и напротив системная,  долговоременная и успешная работа западных элит, приведет к формрованию Украины в качестве целостного антироссийского проекта, который на последующее поколение будет поглощать энергию российского государства, а вполне вероятно, что при продолжении существующих подходов,  станет для него приговором несостоятельности.  


                            


 


 


                            


 


 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.