Ирхин А. Реалии и последствия предоставления Киеву статуса «основного военного союзника США»

 




29 июля 2014 года Верхняя палата конгресса США принимает законопроект, предоставляющий статус стран союзников США вне  Североатлантического альянса трем постсоветским республикам: Украине, Грузии и Молдове.


Данный статус был введен в технологическую составляющую американской внешнеполитической стратегии в 1989 году. С одной стороны он позволял воздействовать на СССР и его союзников путем втягивания в союзнические обязательства другие государства, с другой не имел таких четких ограничений в свободе геополитического маневра для американской политики, оставляя широкий спектр средств  воздействия. Статус «основного союзника США» имеют 15 государств: Австралия, Аргентина, Афганистан, Израиль, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Марокко, Египет, Иордания, Кувейт, Бахрейн, Пакистан.


 Эти государства являются опорными пунктами американской военно-политической стратегии. География американских союзников в этом статусе выходит за рамки Североатлантического альянса, однако подчеркивает «особые отношения Вашингтона» с этими государствами. Данный статус позволяет США ввести свои воинские контингенты на территорию своих союзников для защиты их территории от внешней агрессии. Однако, при этом данное условие остается необязательным и принимается по усмотрению президента Соединенных Штатов Америки, что и отличает «основного союзника» от полноправного члена НАТО. Таким образом, США, включая данные механизмы, обладают возможностью неоднозначной интерпретации политических событий, сохраняя возможности внешнеполитического маневра. При этом США получают возможность влиять на внешнюю и внутреннюю политику, оборонную стратегию Киева, Кишинева и Тбилиси, поставлять современное вооружение, витальные технологии, влиять через институт военных советников на формирование вооруженных сил и других структур силового корпуса и т.д.


Итак, 29 июля 2014 года Сенат США, по сути, предложил продолжить наступление США на российские интересы на постсоветском пространстве в рамках Балто-Черноморской дуги. Украинский кризис позволяет продолжить  американскую экспансию в более агрессивной форме, чем до его начала. Однако, необходимо учитывать, что Сенат США принял указанный законопроект в целом, что само по себе предполагает дальнейшие процедуры по его продвижению, конечной точкой которого является подписание его президентом и обнародование (публикацию) закона.  Хотя Верхняя палата конгресса США традиционно имеет привилегии по формированию внешнеполитического курса американского государства, обращает на себя внимание тот факт, что законопроект принимается практически одновременно с повышением санкционного  давления на Кремль, что связано со стремлением спровоцировать Москву на более однозначные и прямые военные действия. Очевидно, что, несмотря на существующую политическую традицию о том, что двухпартийные противоречия в американской политике заканчиваются на линии двух океанов, в Вашингтоне отсутствует однозначное враждебное отношение к России. Из четырех элитных фракций, только одна имеет однозначное восприятие Москвы, как вечного и постоянного противника США, который должен быть уничтожен и фрагментирован минимум на три части. Но проблема для России заключается в том, что в настоящее время, это все еще самая влиятельная группа в американском истеблишменте, а путь ослабления и  дробления РФ лежит через государства Балто-Черноморской дуги, поэтому механизмы по предоставлению статуса «основного союзника» вне НАТО Украине, Молдове и Грузии представляются вполне реальными.           


 


           


 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.