Ирхин А.А. Внешняя политика Турции накануне и в период Второй мировой войны, как модель не втягивания России в будущий мировой конфликт

         Современный мир стремительно подводится к новому мировому конфликту, целью которого является сжигание  финансовых пузырей и перезапуск мировой экономики на новом техноукладе с уничтожением конкурентных США экономических центров. Россию втягивают в данный конфликт, выстраивая цепочки провокаций, на которую она не может и не сможет в будущем не отвечать.   


      В этом контексте интересен исторический опыт держав, которые в силу различных причин пытались избежать участия в последней мировой войне. Турецкая Республика была одним из таких государств.


Накануне Второй мировой войны Турция оказалась в центре международной «Большой игры». Каждая из складывающихся противоборствующих сторон пыталась интегрировать Республику в свой лагерь. В ответ Турция проводила  взвешенную внешнюю политику на основе механизмов многовекторности. Целью данной политики было избежать втягивания государства в мировой конфликт на чьей-либо стороне и использовать сложившуюся международную обстановку для повышения  своих ресурсных возможностей в будущем распределении региональных и мировых сил.


В 1936 году  в  Швейцарском городе Монтрё состоялась конференция, которая регламентировала новый режим прохода судов через Черноморские проливы, который с небольшими изменениями сохраняется и на сегодняшний день. Конвенция Монтрё признавала особое положение черноморских государств по сравнению с нечерноморскими. За торговыми судами всех стран сохраняется полная свобода прохода через проливы в мирное время, в военное же время турецкая сторона в праве вводить ограничения.


Фактически контроль над проливами  находится в руках Турции или более сильного государства или группы государств, стоящих за ней. Конвенция была направлена против геополитической экспансии СССР (России). Черноморский флот России может быть «заперт» в Чёрном море, следовательно, не имеет стратегического значения, экономические ограничения не слишком могли коснуться Советского Союза при закрытой модели собственного экономического развития.


       В подписании конвенции из нечерноморских держав участвовали: Англия, Франция, Япония – это свидетельствует об их стремлениях вести политику в отдаленных регионах и их заинтересованности в ослаблении СССР.


В конференции не принимали участия два государства, которые с геополитической точки зрения являлись великими державами — США и Германия.


Однако, в современном состоянии слабости России конвенция Монтрё, скорее отвечает региональным интересам Москвы, так как ограничивает военно-политическую экспансию в регион нечерноморских держав, прежде всего, США.


Далее, реализуя поставленную цель турецкое правительство начало накануне Второй мировой войны сложную внешнеполитическую игру, при которой заключались международные договора с Великобританией, Францией, Германией. Была попытка заключения договора с СССР, однако она не увенчалась успехом, в тоже время отношения были урегулированы путём пролонгирования договора от 1925 года. 


В ответ Советский Союз проводил  дипломатическую линию, которая должна была лечь в основу будущего двустороннего договора, рассчитанную на ограниченные взаимные обязательства. СССР предложил подписать двусторонний пакт о взаимопомощи ограниченный зоной действия Черного моря и проливов. Представители СССР считали, что деятельность такого пакта не втянет страну в войну с Германией. В Советском Союзе считали, что они в праве иметь гарантию, что в связи с угрозой войны Турция не пропустит военные корабли нечерноморских государств через Босфор в Чёрное море. В создававшейся ситуации правительство Турции обратилось к своим западным политическим партнёрам. 30 сентября 1939 года Министр иностранных дел Турецкой Республики Ш.Сараджоглу  встретился в Москве с послами Англии и Франции, а 1 октября были возобновлены переговоры между СССР и Турцией,  и последняя сторона официально отклонила предложение о заключении двустороннего пакта о взаимопомощи, сфера действия которого ограничивалась бы районами Чёрного моря и проливов.


17 октября 1939 года, после  почти четырёхнедельных переговоров Ш. Сараджоглу выехал из Москвы, а 19 октября 1939 года был подписан союзнический договор между Турцией с одной стороны и  Англией и Францией с другой.


18 июня 1941 года Турцией был подписан договор  «О дружбе и ненападении» с Третьим Рейхом.  25 июня 1941 года турецкое посольство в Москве опубликовало заявление о том, что правительство Республики решило объявить нейтралитет Турции.


Итак,  благодаря своему стратегическому географическому положению, Турция  накануне войны стала объектом соперничества  трех центров силы  — Германии, Великобритании и Франции, и СССР.


Советский Союз и Германия были явно не удовлетворены режимом проливов, которые фактически находились в руках Турции и Англии, поэтому этот вопрос стал одним из предметов их секретных переговоров.


 Германия предлагала Советскому Союзу условия разделения сфер влияния, возвращение старых российских территорий, потерянных в результате Первой мировой войны. В итоге между Москвой и Германией был заключён договор, вошедший в историю как пакт «Молотова-Ребентропа». Этот пакт является крупнейшим провалом английской стратегии за весь XX век.


Роль Ближнего и Среднего Востока  во Второй мировой войне была неоспорима. Для Англии и Франции регион был важнейшим узлом морских, воздушных и сухопутных коммуникаций, связывающих метрополии с их огромными колониальными владениями в Восточной Африке, Южной Азии и на Дальнем Востоке. Страны региона были источником ценнейших видов сырья для военных экономик, таких как нефть, хлопок, продовольственные товары, значение которых для западных демократий возросло после оккупации Японией Юго-Восточной Азии в 1942 году.


К тому же регион в условиях военного противостояния в Северной Африке служил прочным тылом, надёжность которого была важнейшим условием для отражения угрозы захвата державами «Оси»  Египта и Суэцкого канала, что являлось первостепенным вопросом для Великобритании.    Поэтому, англичане и американцы активно начали заключать экономические договоры с Турцией, целью которых было вытеснить Германию с Восточного Средиземноморья.


По соглашениям от 9 октября 1941 года, от 2 июня 1942 года и ряда других между Англией и Турцией англичане стали получать  стратегическое сырьё: медь, хлопок, шерсть и, что особенно важно – хром, который используется для получения броневых сортов стали. 


Со своей стороны, Англия предлагала взять на себя Соединённым Штатам часть союзнических обязательств по отношении к Турции, и за четыре дня до нападения Японии на Пёрл-Харбор США заявили о своём решении предоставить Турции помощь по ленд-лизу с 31 декабря 1941года. Это решение американского правительства было расценено в Турции как одобрение США турецкой внешней политики. В Соединенных Штатах Америки понимали и высоко ценили нейтралитет Турции, закрывая глаза на германо-турецкое сотрудничество. В Вашингтоне полагали, что в интересах США поддержать англо-турецкие отношения. Следовательно, уже в начале 40-х гг. Великобритания ощущала проблему нехватки собственных ресурсов для удержания ответственности в регионе.     


Балансируя между союзниками, турецкое правительство обратилось в феврале 1942 года к Германии с просьбой о возобновлении кредитного соглашения 1938 года. Воспользовавшись предложением Германии о концентрации войск на советско-турецкой границе, правительство Турции выдвинуло контрпредложение – обеспечить турецкую армию оружием на том основании, что она фактически будет прикрывать правый фланг наступающих германских армий от возможного нападения англо-американских войск.   Таким образом, Турция показывала, что не склоняется, на чью либо сторону, придерживаясь нейтралитета и получая военную техническую помощь от двух сторон конфликта. Только 23 февраля 1945 года Турция отказывается от позиции нейтралитета и вступает во Вторую мировую войну на стороне победителей. По сути, Турция во Второй мировой войне повторяет траекторию внешней политики США в период Первой мировой войны – когда держава вступает в конфликт на последнем этапе, получая максимальные ресурсные дивиденды.  

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.