Ирхин А. Путин и Трамп в Хельсинки

      Прошедшая встреча двух президентов в столице Финляндии является попыткой руководства двух держав повторить исторический символизм разрядки между СССР и США  1970-х гг. Именно тогда в Хельсинки начался период пересмотра конфронтационных отношений между Востоком и Западом в период «холодной войны». Напомню, что прежний путь к разрядке растянулся на несколько лет с 1972 по 1975 гг., а итогом этого периода стали договоренности и декларации, которые стали пиком сближения противоборствующих  позиций сторон. Это были переговоры, длившиеся от недели до нескольких месяцев.


 Правда, принципы, которые были приняты в Хельсинки в 1975 году затем получили двойную интерпретацию со стороны большого Запада и были использованы для развала СССР. 


Встреча Путина и Трампа проходила в закрытом режиме чуть более двух часов, поэтому по природе своей это была встреча зондирующего характера – так сказать «разминочный саммит глав двух великих держав». 


В таком формате можно было только обозначить свои позиции, которые являются сферой национальных интересов — сдача которых невозможна, и то пространство внешней политики, которое может стать предметом компромисса или раздела сфер влияния конкурирующих сторон.


В целом необходимо отметить, что оба президента в Хельсинки работали в формате жесткого политического реализма, что и было выражено на пресс-конференции и что, в свою очередь, предполагает откровенный обмен мнениями с существующими претензиями и проблемами. 


Язык дипломатии уступил место языку жесткого политического реализма, который был удобен и Путину и Трампу одновременно.


Стороны обсудили ряд важнейших вопросов мировой и региональной повестки дня: урегулирование ситуации в Сирии, строительство трубопровода «Северный поток-2» и транзит газа через Украину, ситуацию на Украине и выполнение ее властями Минских соглашений, а также Иранскую сделку и выход Вашингтона из нее. И Москва и Вашингтон также опровергли обвинения в адрес России о вмешательстве в президентские выборы в США, на которых победил Трамп.


Однако, я думаю, что главной целью Д. Трампа и в целом американской внешней политики на ближайшую перспективу является втягивание России в создаваемую систему сдерживания Китая. Последняя, без Москвы не может являться эффективной. Причем, как на  региональном, так и глобальном уровнях. То есть, все открыто перечисленные на пресс-конференции темы являлись задачами, а цель в силу дипломатических причин не озвучивалась.


Россия в этих условиях будет вынуждена перейти к политике многовекторности, что весьма опасно в процессе формирования нового мирового порядка.       


В этих условиях принципиально понять, что лежит в основе американской внешней политики, так как в самих Соединенных Штатах да и в остальном мире в течение последних нескольких лет произошел раскол элит, а Д. Трамп реализует политический курс, который может быть обозначен как «новый американский изоляционизм» — это сочетание идей «доктрины Джеймса Монро» (Америка для американцев) и взглядов американского ученого, профессора Чикагского университета Ганса Моргентау (в основе внешней политики должны лежать национальные интересы, которые необходимо отстаивать силой оружия).      


На практическом уровне это выразилось в тексте документа, который определяет американскую внешнюю политику – Стратегии национальной безопасности, подписанной в декабре 2017 года. Четыре основных тезиса новой американской внешней политики звучат таким образом.


  1. Защита территории США.
  2. Содействие процветанию Америки.
  3. Сохранение мира с помощью силы.
  4. Усиление влияние США в мире.

 


Идеи американского изоляционизма лежали в основе внешней политики США в период с 1776 по 1941 гг. То есть, на протяжении периода 75 лет — с 1941 по 2016 год США в своей политике придерживались совершенно других фундаментальных основ.


      В этих условиях вопрос признания Крыма является далеко периферийным для американского руководства, но они будут пытаться перспективу признания Крыма подороже «продать» российской элите, исходя из своих целей и задач по созданию эффективной системы сдерживания КНР.    


            Перспективы развития двусторонних отношений США и России в условиях элитного раскола, предстоящих выборов в Конгресс США, многовектороной политики России между Западом и Востоком крайне неопределенные. Любая переменная может изменить их траекторию развития, как в сторону улучшения, так и ухудшения двусторонних отношений.


       Однако обращаю ваше внимание на первый тезис – место проведения встречи. Хельсинки в 1975 году были нужны США и всему Западу больше чем СССР и Восточному блоку, подобная историческая ситуация складывается и в настоящее время.


 


 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.