Матвеева Я.В. Об имперской природе России в философской парадигме Тютчева

    Федор Иванович Тютчев в основном нам известен как лирик, поэт-мыслитель, но в тоже время заслуживают внимание его философские взгляды, представленные в таких трудах, как: «Письмо русского», «Россия и Германия», «Записка», «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Россия и Запад», «Отрывок» и др. Среди научных интересов Тютчева современные исследователи его историософии особое внимание отводят взглядам на имперскую проблематику.


    Федор Иванович является идеологом одного из самых дерзких проектов создания великой православной империи, которая способна объединить славянские народы и хранить по мере сил полноту и чистоту Православия.


Исходя из взглядов Тютчева будущее России тесно связано с самобытностью христианской цивилизации, не столько славянской, сколько такой, которая базируется на Церкви, признающую власть, идущую от Бога.


Главным принципом его идеи построения империи является христианская традиция, её сакральное значение: «Россия гораздо более православная, чем славянская. Именно как православная, она заключает в себе и хранит Империю» [1, с.222]. Православие является «душой», а славянское племя «телом» истинной христианской державы.


В представлении Тютчева Россия в XIX веке оставалась практически единственной страной, которая пыталась еще жить «с Богом», сохранить свою самобытность восточной державы, опирающейся на религиозно-нравственный фундамент Православия. Федор  Иванович пишет, что по Божественному Промыслу, Восточная Церковь настолько соединилась с особенностями государственного строя и внутренней жизнью общества, что стала высшим выражением духа нации, «синонимом России», «священным именем Империи», «нашим прошедшим, настоящим и будущим». Он подчеркивает, что благодаря такому положению вещей Россия пока обладает главным нравственным могуществом, которому лишь должна служить подчиняться материальная сила и физическая мощь. Этнический принцип построения империи Тютчев считал второстепенным, дополнительным и, конечно же, критиковал исключительно славянский подход к проектам собирания и развития империи.


В апреле 1848 года в статье «Россия и Революция» он написал: «Прежде всего Россия – христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному. Он является таковым благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы» [2, с.68]. Правоту Тютчевской оценки русского народа подтвердили грозные события противоборства с нацизмом, когда весь советский народ (основу которого составляло славянское братство), как один, поднялся на святое дело – защиту своего Отечества. Отметим, что Федор Иванович Тютчев почти не брал во внимание географические и исторические особенности России.


Геополитический проект Тютчева основан на представлении России «Другой Европой», которая равноценна Западной и является её духовным конкурентом, но с другим, своим, потенциалом, воплощенным в славянском единстве. Это превосходство, считает Федор Иванович, должно привести к противостоянию и неминуемому конфликту между «Восточной Империей» и Западным миром, которому свойственна антиславянская, антиправославная политика и страх перед перспективным славянским миром, который развивается и крепнет.


 


Если взглянуть на эти утверждения через призму современных событий, то мы без труда увидим, что антироссийская (антисоветская) политика ведётся Западом непрестанно, начиная с фултонской речи У. Черчилля и до сегодняшнего дня. Сюда входит американский атомный шантаж, в дальнейшем, намерение нанести превентивный ядерный удар, измотать экономически, при этом пребывая в состоянии перманентной информационной войны с нами.


Тютчев ассоциировал всю европейскую историю с борьбой Западной и Восточной империй, которое берет свое начало с эпохи распада Рима под натиском варваров. Именно как христианская империя, Россия является эпицентром для всех восточных христианских народностей. Необходимым условием для развития духовных основ славянского единства, поддержания высокой моральности, культуры и просветительства он считал объединение славян под руководством России как идейного центра. В письме от 3 мая 1867г. он утверждал, что Россия имеет «историческое право» на защиту «несчастных народностей, которые в глазах Запада непростительно виноваты в том, что тяготеют к нам» [3, с.215].


Народы, расположенные на территориях между двумя Европами как славянские, так и неславянские, рано или поздно будут вынуждены сделать выбор в сторону России или Запада.


Подчеркивая принципиальные отличия Восточной и Западной Империй, Ф.И.Тютчев верил в глубокое единство славян. Мир славянских народов «един в своем основополагающем начале и тесно связан во всех своих частях, живет своей собственной жизнью, самобытной и неразрушимой. Физически он может быть разделен, нравственно же он всегда будет единым и неделимым» [2, с.58]. Это мы можем увидеть сегодня на примере современной России и Украины, где последняя физически почти уже отделилась от России, но нравственно (духовно) еще отчаянно сопротивляется попыткам Запада оборвать эти духовные связи посредством вытеснения Московского Патриархата с территории Украины.


Славянское историческое единство должно привести к созданию Восточноевропейского союза при условии интенсивной геополитической экспансии России, которую Тютчев считал органичной и закономерной. Начиная с XVI века историю России поэт-мыслитель называет историей естественного и закономерного объединения славянских народов, которое должно завершиться формированием могущественной «Восточной Империи», состоящей из всех неромано-германских народов, исходя из общности духовно-нравственного начала. Если провести параллель с современностью, то мы увидим тенденцию к установлению партнерских отношений между Россией и славянскими государствами такими как, Белоруссия, Сербия и др.


В черновиках статьи Ф.И.Тютчева «Россия и Запад» описан геополитический проект устройства России как православной империи, которая занимает весь Евразийский континент. По мнению Федора Ивановича Россия должна стать окончательным вариантом этого проекта, которая «очень естественно» подчинила себе все территории, исторически принадлежащие ей и объединила все славянские народы. «Восточная Империя: это Россия в полном и окончательном виде» [2, с.118], так себе представляет будущую Россию поэт-мыслитель.


 


Список используемой литературы


 


  1. Тютчев Ф.И. Незавершенный трактат Россия и Запад. / Ф.И. Тютчев // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев: в 2 кн. / Ф.И. Тютчев. – М.: Наука, 1998. – Кн. 1. – 1988. – С. 183-230.
  2. Тютчев Ф.И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б.Н. Тарасова / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 592 с.
  3. Тютчев Ф.И. Сочинения: в 2-х т. / Ф.И. Тютчев; [общ. ред. К.В. Пигарева].- М.: Правда, 1980. – Т.2. Письма. – 1980, — 351 с.

 


 


Ключевые слова: Восточная империя, славянские народы, Запад, Православие, Россия.


Matveyeva Y.V. F. I. Tiutchev: the Russian nature of Empire


Keywords: Eastern Empire, Slavic peoples, West, Orthodoxy, Russia.


 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.