+1.13
2 читателя, 17 топиков

Современная Турция: отказ от демократического эксперимента или новый геостратегический подход Запада (Часть 3)

      Однако вскоре в новой партии наметился раскол. Часть молодых членов партии Добродетели критиковала свое руководство за политизацию ислама и выступала за необходимость модернизировать турецкий секуляризм в соответствии с американской моделью. Иными словами, не только за отделение государства, но и за полную свободу религии от государственного контроля. Таким образом, исламское возрождение и система демократических выборов в Турции позволяет сделать вывод, что исламские политики заняли в ней постоянное место. Трудно прогнозировать по какому конкретно пути пойдет развитие турецкой политической системы, однако совершенно ясно, что исламские политики заняли в ее нише прочное место. Уже невозможно представить, чтобы они были исключены из политики или, чтобы их деятельность рассматривалась как преступная. Другими словами, возврат к тому, что было характерно для ранних лет Республики, уже невозможен.


Читать дальше →

Современная Турция: отказ от демократического эксперимента или новый геостратегический подход Запада (Часть 2)

   Парламентские выборы в Турции несколько раз подряд выигрывали происламские партии. Так было в 1995 году, когда к власти пришла партия Благоденствия во главе с Неджеметтином Эрбаканом, который сформировал коалиционное правительство. В парламенте Турции исламисты получили 156 из 550 мест [5, с. 5]. Наибольшую поддержку исламисты получили от отсталых, мало затронутых модернизацией и вестернизацией районов страны – в центральной части Анатолии, а также на окраинах крупных городов, где преобладают геджеконду (поселенцы нищеты), от представителей среднего городского класса, части интеллигенции, части бизнесменов и политиков, и что особенно показательно, от курдов, которые голосовали против кемалистких партий. Представители партии Благоденствия сумели воспользоваться достижениями западных политтехнологий, проведя агитацию на всех политических фронтах, используя противоречия, возникшие между представителями кемалистких партий и армией. На выборах она выглядела новой политической силой, которая давала убедительные ответы на вопросы электората, выдвинув двух респектабельных харизматических политиков  -   Н. Эрбакана и Р. Эрдогана.  Два политика внутри партии представляли одновременно два течения: консервативное, приверженцем которого был   Н. Эрбакан и, соответственно, либеральное, которое олицетворял Р. Эрдоган. Партия обещала очистить государство от коррупции и бороться за «чистоту системы и справедливый порядок» [6, p.129].


Читать дальше →

Ирхин А. Современная Турция: отказ от демократического эксперимента или новый геостратегический подход Запада (Часть 1)

     Для большинства западных экспертов и политиков современная модель Турции с точки зрения взаимодействия с ЕС и США представляется наиболее оптимальной. Однако менее 100 лет назад картина была совершенно иной.  Так, во время обсуждения Лозаннского договора (подписан 24 июля 1923 года) в Сенате цвет американской науки направил коллективное письмо государственным деятелям США. Профессор политических наук Гарвардского университета Альберт Б. Харт и 107 подписавшихся утверждали, что «турки живут не в Европе и не в районе  размещения цивилизованных  народов» [1, c. 184]. В письме также говорилось, что кемалисткий режим будет непременно свергнут, а национальное правительство никогда не достигнет поставленных целей.  


Читать дальше →

Внешнеполитическая стратегия Турции: от южного фланга НАТО до региональной державы

   Неизменной интенцией внешнеполитической стратегии Турции последних нескольких столетий является использование ресурсов более сильного государства для продвижения своих национальных интересов. В данном контексте, Турецкая Республика на протяжении периода биполярного противостояния, стала южным форпостом в американской линии сдерживания, протянувшейся до Норвегии на севере Европы. Такая внешнеполитическая стратегия позволила государству достойно противостоять советским территориальным претензиям от 1946 года, получать военно-политические, экономические, технологические, финансовые и иного рода ресурсы от США и стержневых государств Западной Европы.     


Читать дальше →

Ирхин А. Проблема внешнеполитического выбора турецкой элиты: между российским и американским векторами (Часть 2)

      Турция, по прежнему не смогла сформировать сильного лобби в США, поэтому вопрос геноцида поднимается при активном участии армянских и греческих общин. В целом последние пять лет климат американо-турецких отношений не предполагают значительного улучшения в краткосрочной перспективе. Несмотря на то, что, на дипломатическом уровне неоднократно обозначено, что Турция и США должны больше кооперироваться с целью борьбы с Курдской рабочей партии на севере Ирака «прорыва» в двустороннем сотрудничестве не произошло. Как представляется, в геостратегическом плане климат американо-турецких отношений существенно улучшиться после внешнеполитического отступления США и делегирования части полномочий своим контрагентам, то есть, по сути, Турция вернет себе позиции военно-политического посредника Соединенных Штатов Америки.


Читать дальше →

Ирхин А. США и Турция: от сотрудничества к конкуренции в Черноморско-каспийском регионе

   Распад Советского Союза и беспрецедентное ослабление Российской Федерации в начале 90-х. гг. ХХ века обусловили трансформацию сфер влияния великих держав в Черноморско-каспийском регионе. На протяжении последующих двух десятилетий американо-турецкие отношения в ходе освоения региона претерпели эволюцию от преобладания в области двустороннего взаимодействия элементов сотрудничества к конкуренции. В ходе первого периода Турецкая Республика при поддержке США на протяжении нескольких лет проводила активный внешнеполитический курс по заполнению вакуума геополитического влияния, образовавшегося на южных границах бывшего СССР. Для турецкой политической элиты разрушение второй сверхдержавы означало появление нового пространства экспансии, открывая, в то же время, потенциал региональной нестабильности и конфликтогенности [1, р.99].


Читать дальше →

США и Турция: от сотрудничества к конкуренции в Черноморско-каспийском регионе (Часть 2)

    Несмотря на амбициозные заявления и колоссальные организационные усилия, которые осуществлялись турецкой стороной на протяжении 90-х гг. ХХ века и крупные по турецким масштабам государственные и частные капиталовложения, Турция уже к середине указанного десятилетия, ощутила свою неспособность удержать тюркские государства СНГ в сфере своего доминирующего экономического и тем более, политического влияния. Кроме ограниченности экономических ресурсов существовала еще одна объективная причина по сужению турецкой активности в регионе — нежелание политических элит новых независимых государств Центральной Азии и Закавказья, поступаться частью своей только что появившегося суверенитета в пользу Анкары.


Читать дальше →